Информация в рамках правового просвещения

Административная ответственность за продажу лекарств без рецепта

Федеральным законом от 28.04.2023 № 175-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 28.04.2023, внесены изменения в статью 14.4.2 КоАП РФ.

В частности, за нарушение установленных правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, выразившееся в отпуске указанных лекарственных препаратов без рецепта, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц – от 150 тысяч до 200 тысяч рублей.

Согласно примечанию к указанной статье, фармацевтические работники, совершившие данное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица.


Что делать, если пропал человек

Полномочия по розыску пропавших без вести лиц возложены на органы МВД России.

Если случилась такая беда, следует обратиться в территориальное подразделение МВД России по месту жительства пропавшего или его последнего известного местонахождения.

В случае пропажи ребенка до похода в дежурную часть незамедлительно сообщите в полицию по номеру – 102 или единому номеру службы спасения – 112.

Обращение о безвестном исчезновении лица подлежит приему оперативным дежурным отдела полиции независимо от давности и места исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте его постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии, информации об имевшихся ранее подобных случаев с пропавшим.

При подаче обращения по возможности необходимо сообщить сотрудникам полиции обстоятельства исчезновения (время, место, данные об отсутствии у пропавшего намерения беспричинно убыть в неизвестном направлении, сохранность документов и денег, без которых он не может обойтись при длительном отсутствии и т.п.), сведения, характеризующие внешность, личность, психоэмоциональное состояние пропавшего и круг его связей.

Если в течение 3 суток обнаружить пропавшего не удастся, копии материалов проверки передаются органом полиции в районный следственный отдел Главного Следственного Управления Следственного Комитета России по г. Санкт-Петербургу для организации проверки сообщения о возможном преступлении, о чем уведомляется заявитель.

Принятое по результатам проверки Следственным органом решение также доводится до сведения заявителя и в случае несогласия может быть обжаловано в органы прокуратуры или в суд.


Участникам СВО компенсируют военную пенсию

Указом Президента Российской Федерации от 11 сентября 2023 года
№ 669 «О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям военнослужащих» военным, которые в период СВО заключили контракт о прохождении службы, мобилизованным гражданам, являвшимся получателями пенсии за выслугу лет, выплата которой была приостановлена, решено предоставлять дополнительно к денежному довольствию (содержанию) ежемесячную компенсацию в размере 100% этой пенсии, выплачиваемой на день приостановления с учетом ежемесячной доплаты и индексации после приостановления.

Решение распространяется на правоотношения, возникшие:

— с 24 февраля 2022 года — в отношении военнослужащих, которые заключили контракт в период СВО;

— с 21 сентября 2022 года — в отношении мобилизованных граждан.

Указ вступил в силу со дня его подписания.


Ответственность, предусмотренная за распространение фейковой информации

С развитием социальных сетей и онлайн коммуникации скорость распространения новостей, мнений о важных событиях значительно возросла. Следует знать, что за распространение заведомо ложных новостей предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.

Под фейковыми новостями в российском законодательстве понимается заведомо недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений и создавшая определенную угрозу жизни или здоровью граждан, имуществу, общественному порядку и общественной безопасности (ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

При этом следует учитывать, что публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться в использовании для этого средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе популярных мессенджеров, в массовой рассылке электронных сообщений абонентам мобильной связи, при выступлении на собрании, митинге, распространении листовок, вывешивании плакатов и т.п.

В соответствии с частью 9 ст. 13.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации распространение в средствах массовой информации и на сайтах сети Интернет заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом правдивых фактов может повлечь административную ответственность в виде штрафа в размере до 100 тыс. руб. для граждан и до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

В силу части 10.1 ст. 13.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации распространение в СМИ и Интернете информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, наступает ответственность в виде штрафа в размере до З млн. руб.

Статьей 207.2 Уголовного кодекса Российской Федерации за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее последствия, предусмотрено максимальное наказание виде трех лет лишения свободы.


Как отличить поддельный сайт

Растет популярность онлайн-платежей, а вместе с нею число мошеннических действий в сети.

Один из самых распространенных видов мошенничества — создание сайтов-двойников.

Внешне они очень похожи на официальные сайты банков, государственных органов, платежных систем или онлайн-магазинов, в т.ч. веб-страниц по продаже авиабилетов, турпутёвок, мест в гостиницах и санаториях.

Основная цель мошенников — получить доступ к личным данным или финансовым аккаунтам пользователей, чтобы использовать их в своих целях.        

Часто такие сайты-двойники имеют похожий с настоящим сайтом дизайн и структуру изложения материала, а также похожие доменные имена.

Чтобы защититься от такого вида мошенничества надо научиться распознавать сайты-двойники.

•        Прежде чем приобрести товар онлайн и вводить персональные данные проверьте адрес сайта, который указан на верхней строке браузера, убедитесь, что он начинается с английских букв и знаков «https://» и имеет пиктограмму замка, которая гарантирует безопасную передачу информации.

•        Проверьте доменное имя сайта, возможно обнаружите замену одной буквы на другую или дополнительный символ.

•        Обратите внимание на дизайн сайта и его содержание. Поддельный сайт, как правило, имеет некачественный дизайн и грамматические ошибки в текстах.

•        Попробуйте найти информацию о сайте в поисковых системах, например, «Яндекс», «Гугл» или на официальных форумах. Обычно люди делятся своим опытом попадания на мошенников и предупреждают о поддельных сайтах.

•        Сравните цены на товар и условия продажи на нескольких сайтах. Слишком низкая цена -признак, отличающий мошенников.

•        Получив электронное письмо со ссылкой на сайт, который вы не знаете или не доверяете, не переходите по ней. Лучше вручную введите адрес сайта в поисковую строку браузера.

•        Если веб-сайт представляет собой онлайн-магазин или компанию, убедитесь, что на нем представлены наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, адрес регистрации и фактический адрес организации, реквизиты расчетного счета.

•        Настоящие сайты обычно имеют дополнительные функции безопасности, такие как возможность создания пользователем учетной записи с логином и паролем, опции настройки приватности, позволяющие задать правила и ограничения для доступа к персональным данным. С их помощью пользователь может выбирать, кому открывать информацию или ограничивать доступ к ней различными способами.


Участие в образовании «фирмы-однодневки» уголовно наказуемо

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за образование так называемых «фирм-однодневок».

Такие юридические лица не обладают фактической самостоятельностью, поскольку создаются не для ведения предпринимательской деятельности, а для хищения и обналичивания денежных средств, уклонения от уплаты налогов, легализации преступных доходов, совершения иных преступлений.

С целью ухода от ответственности фактический руководитель за плату регистрирует фирму на «номинального» директора, который зачастую лишь предоставляет для этого свои документы, не участвуя в ее деятельности.

Многие из таких граждан, передавая свои документы, даже не задумываются о последствиях собственных действий, желая только одного – получить плату за услугу.            

Например, по материалам одного из уголовных дел гражданин с целью легкого заработка предоставил свой паспорт малознакомым лицам для регистрации юридического лица, получив 15 тыс. рублей, за что и был осужден судом.

Максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде 2 лет исправительных работ (ч. 1 ст. 173.2 Уголовного кодекса РФ).

К уголовной ответственности помимо «номинального директора» в равной степени может быть привлечен и фактический руководитель фиктивно созданного юридического лица, за что максимальное наказание предусмотрено уже в виде 5 лет лишения свободы (ст. 173.1 Уголовного кодекса РФ).

Судимость – не лучшее украшение биографии любого гражданина, поскольку отрицательно характеризует личность, влияет на возможность трудоустройства на некоторые должности, в т.ч. выборные, в случае совершения нового преступления признается отягчающим обстоятельством при оценке содеянного.


С 2024 года увеличиваются размеры социальных налоговых вычетов

Социальные налоговые вычеты предоставляются физическим лицам в сумме расходов, фактически произведенных налогоплательщиком в конкретном налоговом периоде.

С 1 января 2024 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 28.04.2023 № 159-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым совокупный размер вычетов по НДФЛ, в том числе на медицинские услуги и обучение, увеличен.

Максимальный размер суммы расходов, с которой можно получить налоговый вычет на обучение ребенка (подопечного), будет увеличен с 50 тысяч рублей до 110 тысяч рублей.

Размер налогового вычета на свое обучение, медицинские услуги, приобретение лекарств, фитнес-услуги, по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации, а также расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет), а также по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию — с 120 тысяч рублей до 150 тысяч рублей.

Для расходов, понесенных налогоплательщиком в 2023 году, размеры социальных налоговых вычетов останутся прежними. При этом расходы на дорогостоящее лечение принимаются к вычету без ограничений.

Воспользоваться увеличением размера социальных налоговых вычетов налогоплательщики смогут по расходам, начиная с 01.01.2024.

При подаче декларации по форме 3-НДФЛ за 2024 год в 2025 году, при получении вычетов у работодателя — в течение 2024 года.


Кто освобожден от уплаты пени по коммунальным платежам?

Статьей 9.1 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», изложенной в новой редакции, расширена категория лиц, освобожденная от начисления пеней в случае, если взнос на капитальный ремонт, а также за жилое помещение, коммунальные услуги заплатили не в срок и (или) не полностью. К указанной категории граждан относятся:

— все мобилизованные (на время их военной службы);

— лица, проходящие службу в Вооруженных силах Российской Федерации по контракту и задействованные в специальной военной операции (на период участия в специальной военной операции);

— лица, заключившие контракт о добровольном содействии Вооруженным силам Российской Федерации во время мобилизации (на срок контракта);

— лица, проходящие службу в пограничных органах ФСБ и выполняющие задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию РФ, выполняющие задачи при вооруженной провокации на Государственной границе РФ и приграничных территориях РФ;

— члены семей указанных и ряда иных граждан.

Также в качестве меры поддержки законодательно запрещено вводить ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг для льготной категории граждан.

Вышеназванные меры поддержки в виде освобождения от начисления пени и запрета вводить ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг можно применить только к одному помещению по выбору получателя.

Действие ст. 9.1 (в редакции ФЗ от 13.06.2023 № 229-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 24.02.2022.


Ответственность за несоблюдение требований к содержанию животных

Федеральным законом от 13.06.2023 № 230-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена административная ответственность за нарушение правил содержания животных, за исключением требований к содержанию домашних животных, предусмотрена статьей 8.52 КоАП РФ.

Совершение указанного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 3 тыс. руб., на должностных лиц — от 5 до 15 тыс. руб., на юридических лиц — от 15 до 30 тыс.

Жестокое обращение с животными, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 15 тыс. руб., на должностных лиц — от 15 до 30 тыс. руб., на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.

Нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 30 тыс. руб., на должностных лиц — от 50 до 100 тыс. руб., на юридических лиц — от 100 до 200 тыс. руб.


Порядок отмены судебного приказа

Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает 500 тысяч рублей.

Судебный приказ по существу заявленных требований выносится в течение 5 дней со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без вызова должника и взыскателя.

Суд исследует изложенные в направленном взыскателем заявлении о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документах сведения в обоснование позиции данного лица и выносит судебный приказ на основании представленных документов.

В пятидневный срок со дня вынесения судебного приказа суд высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения.

Для отмены судебного приказа должнику достаточно представить в суд в десятидневный срок со дня получения приказа свои возражения против его вынесения. При этом для отмены судебного приказа в возражениях достаточно не согласится с его вынесением и исполнением.

В случае пропуска десятидневного срока у должника есть право обратиться к мировому судье с заявлением о восстановлении пропущенного десятидневного срока, в котором необходимо указать уважительные причины пропуска срока.


Плановые проверки контролирующих органов до 2030 года

Порядок формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий в отношении предприятий и организаций, его согласования с органами прокуратуры, включения и исключения некоторых из них в течение года установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428.

Органы прокуратуры наделены полномочиями по оценке законности включения в план контрольных мероприятий.

При необходимости по предложению прокурора планы корректируются.

До 2030 года в план контрольных мероприятий включаются только объекты, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, объекты II класса опасности, гидротехнические сооружения II класса.

В этот же период не допускается включение в план проверок государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

В отношении них по инициативе контролирующего органа может проводиться только профилактический визит продолжительностью один день, отказ учреждения от которого не допускается.

Любая организация, включенная в план проверок, за 2 месяца до ее начала вправе обратиться в орган контроля с просьбой о проведении профилактического визита.

Суть данного мероприятия — оказание помощи в устранении имеющихся недостатков в деятельности организации без применения мер административного воздействия.

Профилактический визит должен быть выполнен не позднее 1 месяца до начала плановой проверки.

В случае, если результаты визита окажутся действенными, контрольный орган может принять решение об исключении проверки из плана.

Решение, принятое органом контроля, может быть обжаловано в прокуратуру или суд.


Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними

Вопросы заключения трудового договора с несовершеннолетним и установления продолжительности ежедневной работы урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации.

Так, при заключении с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы трудового договора, больше не требуется согласие органа опеки и попечительства.

Заключение договора осуществляется только с согласия законных представителей несовершеннолетнего.

При этом трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется только с письменного согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя.

Продолжительность ежедневной работы для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет составляет 4 часа, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов.

Для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет продолжительность ежедневной работы составляет 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часа.